Славянские часы

 

Подмена знания информативностью

Успокой в себе желание излишней информированности:
от неё тебе пребудет великое рассеяние и обольщение.
Информированные любят, чтобы их почитали мудрецами.
Много есть такой информации,
от которой мало пользы душе или никакой пользы не бывает,
и весьма безумен, кто наиболее печётся
о том, что не служит к его спасению.
Информированностью душа не насытится,
она взращивается лишь благой жизнью, ибо чистая совесть
даёт крепкую уверенность во Всевышнем.
Фома Кемпийский.

В наш обезумевший век современное человечество, погрузившись в проблемы материально-рассудочного характера, будучи буквально захлестнуто лавиной информации того же свойства, должно неизбежно прийти не только к экологической и общественной, но, что самое страшное – к духовной катастрофе, если только оно не будет вовремя остановлено на этом пагубном пути. Об этом говорил Екклесиаст: «Во всякой мудрости – много печали: и тот, кто приумножает познания, приумножает скорбь!»

Безнравственное применение накопленной информации увело современное человечество с пути духовного развития, отбросив его в болото бездушной технократии и рационализма, и прямиком прокладывает дорогу к его самоуничтожению... Это ли не явленная скорбь мира?

Наглядным примером подмены знания информированностью может послужить легенда Платона, в которой Сократ поведал Федру предание о том, как Тевт преподнёс царю Тамусу египетскую письменность. Расхваливая своё изобретение, Тевт сказал: «Эта наука, царь, сделает Египтян более мудрыми и памятливыми, так как найдено средство для памяти и мудрости...»

Тамус обличает Тевта, говоря: «Ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут ИЗВНЕ, доверяясь письму посторонним знакам, а не изнутри, доверяя самим себе. Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даёшь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя многое будут знать понаслышке и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми, вместо мудрых... Значит, и тот, кто расчитывает запечатлеть в письменах своё искусство, и тот, кто черпает его из письмён – оба преисполнены простодушия и, в сущности, не знают прорицания Аммона, раз они записанную речь ставят выше, чем мнение сведущего в данной области человека. Всякое сочинение, однажды записанное, находится в обращении – и у людей понимающих и, равным образом, у тех, кому вовсе не подобает его читать, оно не знает, с кем оно должно говорить, а с кем – нет. Если им пренебрегают или несправедливо его ругают, оно нуждается в помощи своего отца, само же не способно ни защититься, ни помочь себе».

Записанному сочинению Сократ противопоставляет другое, которое «по своей природе лучше того и могущественнее»: «Это то сочинение, которое по мере приобретения знаний пишется в ДУШЕ обучающегося; оно способно себя защитить и при этом умеет говорить с кем следует, умеет и промолчать».

В современном цивилизованном обществе педагогический процесс заключается в передаче ученику информации, которая, в основном, заведомо неверна или, по крайней мере, неполна. Это ведёт лишь к увеличению эго, самомнению и в конечном счёте к невежеству. Если человеку, подвергшемуся такому «обучению» указать на его ошибки, то он обычно отвечает: «О чём вы говорите? Я – невежественный человек? Это невозможно. Я закончил с отличием школу, имею два вузовских диплома и учёную степень! Я владею огромным объёмом информации!». Именно поэтому знающие люди утверждают: «Тот, кто следует по пути невежества, попадает во тьму кромешную». Невежество всегда склонно совершать ошибки, но оно также готово исправить их. У невежества есть своя скромность. Вот почему дети могут быстро учиться, а взрослые нет. Дети невежественны и, понимая это, готовы совершенствоваться. Когда им указывают на ошибку, они её исправляют, но когда на ошибку указывают взрослым людям, а тем более тем, кто обременён самомнением – те лишь негодуют и отказываются исправлять что-либо.

Обучение в культурном обществе основано на осознании своего невежества. Поэтому настоящим учителем является не тот, кто передаёт нам информацию, а тот, кто указывает нам на наше невежество. Настоящим учеником является не тот, кто пытается изображать достойного ученика, а тот, кто полностью раскрывается перед учителем и отдаётся ему в подлинном виде для того, чтобы с помощью учителя, как с помощью зеркала, рассмотреть свои ошибки и недостатки, чтобы обрести таким образом Знание.

 

Яндекс.Метрика