Славянские часы

 

Созидание характера человека. Три вида служения людям

Если вы хотите достичь Всевышнего, служите
человеку, ибо Всевышнее проявляется в человеке больше,
чем в чем-либо другом... Пусть я буду осуждён
родиться ещё и ещё раз, даже в виде собаки, только
бы я мог быть полезен хотя бы единой душе... Я отдал
бы двадцать тысяч тел таких, как моё, чтобы помочь
одному человеку. Чудесно помогать хотя бы одному... О,
Мать, не давай мне наслаждаться экстазами. Пусть я
буду всегда в здравомыслии, чтобы иметь возможность
быть более полезным миру.
Рамакришна

Ведя благотворительную жизнь, человек создаёт характер, являющийся основой личности. Значение слова «характер» таково: «хара» означает центр, равновесие, высшее, хорошее; «ер» - действие. То есть «характер» – средоточие, основная часть личности, которая заставляет её действовать и сама является следствием этих действий. Поэтому безхарактерный человек не является Личностью и не имеет души, своего особого духовного опыта, тогда как обретение качеств Личности со всеми вытекающими из этого возможностями есть смысл человеческой жизни. Качества Личности человек приобретает по мере достижения истинного знания, то есть мудрости.

В Ведических писаниях говорится, что мирской человек должен усиленно действовать, чтобы приобрести две вещи: сначала ЗНАНИЕ, потом богатство, ибо не наслаждение, а мудрость есть цель человечества. Если человек ленив и довольствуется праздной жизнью, то это безнравственно, так как от него могут зависеть родственники, друзья, культурные и благотворительные учреждения. Именно в этом случае накопление богатства не только непредосудительно, но и необходимо. Такое праведное действие приводит к спасению, так как при этом мирским человеком, как и светым, руководят добродетель, самоотречение и самопожертвование, вызванные преданностью Прародителю и всем Его потомкам. Используя своё богатство для благоустройства планеты, мирской человек идёт к той же цели, что и величайший йог.

Есть три вида служения людям: материальное, умственное и духовное.

МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ не может дать длительного удовлетворения, ибо телесные страдания постоянно возвращаются. Например, мы можем накормить голодного, но через несколько часов он вновь будет голодным.

УМСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ гораздо выше помощи материальной, ибо невежество является причиной любого зла и страдания. Но и интеллектуальные знания дают лишь временное избавление от страданий. Например, обучить человека самостоятельно добывать себе пищу гораздо лучше, чем просто его накормить, но это избавит его лишь от голода и не освободит от страданий, приносимых рождением, смертью, болезнями, враждебными существами и неблагоприятными природными явлениями – жарой, холодом, ураганами, наводнениями, землетрясениями и т.п.

Только духовные знания уничтожают наши несчастья навсегда. Поэтому ДУХОВНАЯ ПОМОЩЬ человеку считается самой большой помощью, какая только может быть ему оказана. Лучший ученик Рамакришны Свами Вивекананда (1863-1902) говорил: «Мои страдания прекратятся только тогда, когда я буду удовлетворён навсегда. Тогда и голод не сделает меня несчастным; никакое страдание или горе не способны будут меня расстроить.

Таким образом, наивысшая помощь есть та, которая укрепляет нас духовно...

Ваше обучение остановилось, как у того глупца, на первой букве бенгальского алфавита: «К», потому что она напоминала ему Кришну, и он не мог продолжать из-за слёз, которые текли у него по щекам... Вы сентиментальны до глупости – что вы понимаете в религии? Вы годитесь лишь на то, чтобы говорить со сложенными руками: «О, Господь! Как прекрасен твой нос! Как великолепны твои глаза!» и прочие глупости... И вы думаете, что ваше спасение обеспечено?.. Как будто достигнуть Всевышнего – такая простая вещь! Как будто сам Он настолько глуп, чтоб стать игрушкой в руках какого-то идиота!.. Вы воображаете, что Джнана – это сухое знание, к которому проходят через пустыню, умертвив сердце? Ваша Бхакти – сентиментальная глупость, которая делает вас безсильными. Кому нужны ваши Бхакти и Мукти? Кому нужно то, что говорят ваши Писания? Я с радостью готов пойти в тысячу преисподних, если я смогу разбудить моих соотечественников, погружённых в бездействие, заставить их стать на собственные ноги, сделать их людьми, как требует дух Карма-йоги. Я не прислужник Рамакришны или кого бы то ни было другого! Я служитель того, кто служит и помогает другим, не заботясь о своих собственных Бхакти и Мукти».

Светой Санаткумара молвил такое слово Мудрецам, желавшим постигнуть основу (Иглию) и себя осуществившим (осознавшим качества Личности):

НЕТ ПРАВДЫ, РАВНОЙ СОВЕРШЕНСТВУ, НЕТ ОКА, РАВНОГО ЗНАНИЮ, НЕТ СТРАДАНИЯ, РАВНОГО СТРАСТИ, НЕТ СЧАСТЬЯ, РАВНОГО ОТРЕЧЕНЬЮ.

Так в светой Махабхарате в книге «Умиротворение» книги «Основа освобождения» гласит гл. 331 «Беседа Шуки и Нарады».

Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои!
Пускай в душевной глубине
И всходят и взойдут оне,
Как звёзды ясные в ночи:
Любуйся ими и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь;
Взрывая – возмутишь ключи:
Питайся ими и молчи.
Лишь жить в самом себе умей!
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум:
Их заглушит наружный шум,
Дневные ослепят лучи, -
Внимай их пенью – и молчи.
Ф.И. Тютчев

 

Яндекс.Метрика